|
|
Технологии нового века |
Ролики ....
Какими они будут в новом веке? Вопрос, несомненно, интересный и непростой, но однозначно можно сказать одно – хочется, чтобы они стали еще лучше, возможно даже воплощением мечты :)))
Вполне вероятно, что ролики станут намного сложнее, наверняка это будет сплав самых немыслимых технологий и материалов, и начало этого видно уже сейчас. Достаточно вспомнить, какими были ролики на заре in-line - всего каких-нибудь 10-12 лет назад - цельнолитые рама и ботинок, простенький сапожок-вкладыш из микропорки. Все это безвозвратно ушло в прошлое. Даже китайские товарищи делают ролики ну ооочень похожие на ролики ведущих имен.
Если посмотреть детальней, то даже «наощупь» видно, что теперешние самые недорогие и простые модели роликов в своих потребительских свойствах намного лучше самых "навороченных" топ-моделей прошлых лет. А флагманы модельных рядов являют собой взгляд в будущее, показывая неудержимый полет конструкторской мысли вокруг в общем-то простой идеи in-line роликов - ведь по сути это всего лишь 8-10 колес под ногами.
Какими же они будут в будущем...
Конечно, что-то изменится :)))) Конструкторские и дизайнерские отделы производителей в своем стремлении поразить и завоевать "клиента" занимаются подчас необычайно сложными и дорогостоящими исследованиями и экспериментами. Вместе с новым веком в in-line приходят новые материалы, новые концепции, а вместе с ними и совершенно новые технологии. И хотя каждая фирма в отдельности идет своим путем, обосновывая и продвигая какую-то свою уникальную теорию, вместе они ускоряют эволюцию дизайна и приход новых разработок. Ведь, в конечном итоге, суть всех их стараний одна: приблизить появление совершенства и дать нам, роллерам, нашу Мечту - те самые "идеальные ролики", чего все МЫ так долго и с нетерпением ждем!
Итак, на чем же мы "вкатываемся" в новый век? Есть несколько тенденций перспективного развития подхода к роликам: конструкторы заставляют ролики как можно гармоничней слиться с ногой, чтобы они стали ее естественным продолжением.
Для этого рассчитываются 3-хмерные модели каркасов переменной жесткости, идет комплексное изучение анатомических особенностей строения и движения ноги и ступни. Ведь чем слитнее ролики с ногой - тем меньше сил тратится впустую и добавляется толчковая энергия и комфорт при катании.
Другой путь улучшения качества роликов - перемещение технологий, материалов, конструкций, разработок из "родственных" видов большого спорта. Материалы и результаты разработок, используемых ранее буквально единицами, становятся доступны каждому. Это находит отражение в модификации конструкции, порой кардинально меняющей сложившийся образ коньков. Даже такая тривиальная с виду часть роликов как рама порой преображается коренным образом: к примеру, штампованный дюралюминий, совсем недавно считавшийся образцом жесткости и легкости, уступает в этих свойствах многим композитным материалам на основе полиамидных смол с углеволокном. Ведь изменяя направление и ориентацию армирующих и придающих жесткость прядей углеволокна в толще рамы, можно формировать прочностные свойства, жесткость, торсионные характеристики разных частей рамы еще на стадии ее проектирования. А это намного ускоряет сроки исследований и появление новых моделей коньков.
Для придания раме заданных свойств, композитные материалы могут использоваться совместно с металлами - в виде боковых накладок, вставок.
Пробегая взглядом модельные ряды последних лет, можно сделать такой вывод, и он отражает общую тенденцию развития in-line роликов - конструкция ботинка у роликов разных фирм стремится к "одному знаменателю" - у большинства моделей это мягкий или полумягкий ботинок.
Мягкий ботинок имеет вид высокого кроссовка на раме (иногда он выполняется съемным) с внешней пластиковой силовой боковой поддержкой. С такой конструкцией ботинка у ног не возникает "анатомических" проблем - мягкая оболочка легко принимает форму ступни. Кроме этого, у таких моделей роликов отличная вентиляция.
Ролики полумягкие - тот же высокий кроссовок на раме, но усиливающие вставки находятся внутри - между внутренней и внешней оболочками. От жесткости и расположения этих пластин зависит качество боковой поддержки и удобство катания. Ролики такой конструкции имеют, как правило, хорошую боковую поддержку.
Обе конструкции имеют своих приверженцев среди многочисленных производителей.
Что нужно роллерам? Комфорт и скорость. Комфорт достигается тщательным продумыванием конструкции ботинка, а вот скорость... Кроме сильных ног - это еще и жесткость рамы и колеса. Размер колес - колеса заболели гигантоманией.. Если 5 лет назад максимальный размер колеса был 80 мм. 3 года назад - 84. Сейчас - уже 100! И этим никого не удивить. На "сотках" катаются не только супер-гонцы спидскейтеры, а и просто народ в городе.
А есть конструкция фирмы LandRoller, где стоят колеса 120 мм!!! Как они говорят - чтобы ехать там, где хочется. Не обращая внимания на качество асфальта. Идею можно отнести к заманчивым.. Получит ли она широкий успех у народа? Поживем - увидим :)))
Казалось бы, ролики - такая простая штуковина, но…
На самом деле предпочтения покупателей и идеи конструкторов ОЧЕНЬ часто не находят взаимного согласия...
Например, к числу перспективных, но зашедших в тупик разработок сделать "ну очень быстрые ролики" были такие /фирмы пару-тройку лет пытались соблазнить ими роллеров/:
Ø в 1999 году фирма Rollerblade разработала технологию EST Flex Control, воплотив ее в пружинящем узле на раме, по утверждениям Rollerblade эта технология усиливает энергию толчка;
Ø Фирма К2 разработала технологию K2 Splitframe Klop Technology - немного иной с виду узел, но результат сходный.
Как видно, разные фирмы вырабатывают свои концепции развития роликов, но зачастую результаты изысканий оказываются похожими, видимо направления экспериментов были сходными, как, впрочем, и цель - сделать ролики лучше.
Возвращаясь к теме большого спорта: более 100 лет назад было изобретено отклоняющееся коньковое лезвие - оно намного удлиняет время толчка и увеличивает скорость: в то время, когда ступня уже поднимается, лезвие конька остается стоящим на льду. Эта шагнувшая далеко вперед во времени конструкция получила свое развитие только с приходом необходимых для ее практической реализации технологий и материалов. Технология "CLAP" широко используется в скоростном беге на льду, а вот в роликовых коньках это так и не прижилось...
Получают дальнейшее распространение и развитие колеса с двойной жесткостью (Dual Density). Обоснование этой идеи выглядит красиво: "внешняя, более плотная часть оболочки обеспечивает сцепление с покрытием и долгий ресурс, в то время как внутренняя часть колеса поглощает вибрации от неровностей дороги и делает катание намного более комфортным".
Актуальная во все времена проблема защиты от вибраций и тряски начала решаться уже на стадии проектирования роликов: теперь от противной тряски ногу защищает не тривиальная резиновая стелька. В in-line пришли новые материалы: антишоковые абсорберы - специальные противоударные вставки и вкладыши на основе сложных резин. Это делает намного комфортнее катание даже по не очень хорошему покрытию.
|